Накануне нового учебного года глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов пообещал принимать жёсткие меры в отношении руководства школ, где допускается взимание денег с родителей учеников.
Министр призвал родителей, столкнувшихся со случаями школьных поборов, информировать о них профильное министерство. «Я не вижу никаких оснований для того, чтобы в школах взимались какие-либо поборы. Мы будем очень внимательно следить, чтобы такие ситуации были исключены во всех российских регионах». В прошлом году этой же теме уделял внимание и Владимир Путин. Он сказал: «Все основные предметы, входящие в школьную программу, должны преподаваться за счет государства, и взимание платы не допустимо».
Однако учебный год сократился лишь на три недели, а в нашу редакцию уже обратились несколько читателей, которые желают разобраться, за что сегодня в школе должны платить родители, а за что – нет. В связи с этим «Тольяттинский навигатор» направил запросы в прокуратуру города и департамент образования. И вот, что нам пояснили.
Общедоступность и бесплатность
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с частью 3 статьи 5 указанного закона в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также бесплатность на конкурсной основе высшего образования, если гражданин получает его впервые.
При этом платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется за счет средств соответствующего бюджета.
Платные образовательные услуги, предоставляемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями, — это обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. При этом посещение платных подготовительных курсов, продленки должно быть обязательно оформлено в виде договора между родителями и школой. С каждым родителем подписывается индивидуальный договор, с перечнем дополнительных услуг и указанием их стоимости. Перечень и формы платных услуг должны быть закреплены в уставе школы. А выбор конкретной платной дополнительной услуги – это добровольное волеизъявление родителей.
Незаконные поборы
Таким образом, к незаконным сборам денег в школе относятся: привлечение внебюджетных источников с нарушением принципа добровольности, привлечение учителей к сбору денежных средств за различные дополнительные образовательные услуги и в благотворительный фонд школы, требование вступительного взноса в виде денежных пожертвований, а также приобретение мебели или ремонта классных помещений при приеме в школу, сбор денежных средств наличными без оформления надлежащих кассовых документов.
То есть наш читатель Сергей С. оказался абсолютно прав, считая, что его дочери навязываются дополнительные образовательные услуги. Читатель рассказал, что в школе №66, где обучается его ребенок, в обязательном порядке требуют выбрать минимум два предмета, по которым ребёнок будет заниматься за дополнительную плату после основных уроков. Прав он и в том, что школьники должны обучаться специальной компьютерной программе на основных уроках информатики, чтобы иметь возможность готовить доклады с использованием проекционной техники. А то, что такие знания дети могут получать лишь на дополнительных занятиях и за отдельную плату, незаконно.
Госзадание и финобеспечение
Несмотря на то, что зарплата учителям теперь выплачивается из областного бюджета, школы Тольятти остаются муниципальными бюджетными учреждениями. Они работают в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями, финансирование которых конкретизируется Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».
Финансовое обеспечение школ осуществляется путем перечисления субсидий из городского бюджета на выполнение муниципального задания. Учреждение самостоятельно определяет, по каким направлениям будут расходоваться денежные средства субсидии, и при этом несет ответственность перед вышестоящими организациями, в частности департаментом образования мэрии Тольятти, за полноту и своевременность его выполнения.
К полномочиям местной администрации также относится принятие правового акта, устанавливающего методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание школами муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества. Как нашему изданию пояснили в департаменте образования, в норматив затрат в расчете на одно муниципальное задание на материально-техническое обслуживание школ из средств городского бюджета на 2014 год включаются: работы и услуги по содержанию имущества, обслуживание приборов учета, вывоз мусора, обслуживание пожарной и охранной сигнализации, оплата услуг связи, программное обеспечение, проведение медосмотров, санитарная обработка, противопожарная обработка, лицензирование, аттестация, ГСМ, канцелярские и хозяйственные товары, обслуживание тревожной кнопки и системы видеонаблюдения. Норматив затрат на содержание имущества учреждения зависит от площади здания школы, в среднем он составляет 330 тыс. руб. в год из средств городского бюджета на одно учреждение. Столько же средств выделялось и в прошлом году.
Финансирование деятельности МБУ в основном осуществляется за счет субвенций из областного бюджета. Финансирование за счет местного бюджета составляло в 2013 году 26,3 % и в 2014 году 38,7 % от общего объема. Коммунальные платежи в школах на 100% обеспечиваются средствами городского бюджета. Работы и услуги по содержанию имущества, текущий ремонт, общехозяйственные нужды МБУ в 2014 году обеспечиваются средствами городского бюджета (80%) и областного бюджета (20%).
Охрана – за деньги
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны жизни и укрепления здоровья обучающихся. Указанный закон не возлагает на органы управления образованием финансирование мероприятий по охране школ. Однако, как уже говорилось выше, из средств муниципального бюджета оплачивается обслуживание «тревожной кнопки», системы видеонаблюдения, пожарной сигнализации, охранной сигнализации. В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к иным видам деятельности, предусмотренным его уставом, для граждан и юридических лиц, в том числе за плату. Уставами МБУ предусмотрено оказание посреднических услуг, в том числе направленных на обеспечение безопасности, охрану жизни и здоровья обучающихся.
В связи с тем, что в нормативах затрат бюджетов разных уровней отсутствуют расходы на оплату услуг вневедомственной охраны и частных охранных организаций, образовательные учреждения по предложению родителей обучающихся выступают посредниками, организуя охрану жизни и здоровья детей по договору с охранными предприятиями. При этом родители обучающихся должны в обязательном порядке обсудить вопрос об организации охраны на общем собрании, самостоятельно принять решение и оформить договор с охранной организацией самостоятельно либо с участием третьего лица.
Оплата услуг осуществляется по системе безналичных целевых взносов на счёт охранной организации или через кассу образовательного учреждения (по желанию родителей). Все денежные средства, полученные учреждениями от родителей обучающихся, направляются непосредственно поставщику этих услуг – охранной организации. Учреждение является лишь посредником в перечислении денежных средств, при этом посреднические услуги осуществляются им безвозмездно. В положении об организации охранных услуг решением коллегиального органа управления МБУ может быть определен перечень льготных категорий обучающихся и размеры льгот.
Учебники не всем
Финансирование на приобретение учебников для учащихся школ ежегодно увеличивается: в течение последних трех лет затраты на комплектацию школьных библиотек увеличились с 27, 4 млн. до 43,7 млн. рублей. При этом анализ сводного бланка заказа на учебные издания по городскому округу Тольятти показал, что основные средства квоты в 2014 году в первую очередь направлены на заказ учебников для учащихся 1-6 классов, обучающихся по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Наиболее проблематично обеспечение бесплатными учебниками учащихся 7-9 классов. Это вызвано тем, что они заканчивают обучение по старым федеральным комплектам, уже не выпускаемым издательствами. Таким образом, для полного обеспечения бесплатными пособиями всех учащихся 1-11 классов средств, выделяемых министерством образования и науки Самарской области, недостаточно.
Для максимального обеспечения учащихся МБУ необходимыми бесплатными пособиями между тольяттинскими школами организован на уровне города обмен учебниками, временно не используемыми в образовательном процессе в предстоящем учебном году, но пригодными к использованию в других школах. По отдельным предметам («Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура») организована кабинетная система обеспечения учебниками.
Плата по закону
Родители обучающихся могут вносить денежные средства на расчетный счет или в кассу учреждения в следующих случаях: при оплате за питание обучающихся (при наличии заключенного договора со структурным подразделением МБУ «Школьная столовая»; за оказанные платные образовательные услуги (при наличии заключенного договора о предоставлении платных образовательных услуг); за оказанные платные услуги по организации охраны жизни и здоровья обучающихся (при наличии в заключенном договоре с охранной организацией условия о посредничестве образовательного учреждения при приеме денежных средств у потребителя услуг и централизованном перечислении их поставщику услуг – охранной организации), а также добровольные благотворительные взносы.
Благотворительная помощь оказывается образовательному учреждению на основании заявления, свидетельствующего о волеизъявлении гражданина, в котором должна быть указана конкретная цель благотворительности (целевой взнос на реализацию программы, на приобретение (учебников, компьютеров, оргтехники и т.п.), целевое финансирование какого-либо мероприятия, добровольное пожертвование на уставную деятельность и т.д.). Решение об участии в благотворительной деятельности принимается добровольно. Кроме этого, благотворитель имеете право определять размер средств, которые будет передавать учреждению в виде благотворительного взноса, а также определять конкретные цели этого взноса. Учреждение обязано отчитаться перед благотворителем об использовании поступивших средств. При этом специализированного благотворительного фонда не существует ни в одной школе.