В начале прошлой недели СМИ распространяли противоречивую информацию о запуске программы утилизации. Одни сообщали, что она заработала, другие говорили, что документы о перезапуске программы с 1 сентября так и не утверждены правительством РФ.
Но к середине недели ситуация несколько прояснилась: чиновники правительства нашли общий язык с автопроизводителями. «Программа обновления парка автотранспортных средств стартовала после согласования ее условий с российскими автопредприятиями, – сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров. – Автопроизводители начинают реализацию программы за счет собственных ресурсов до момента компенсации им соответствующих затрат из бюджета через субсидии».
Видимо, из-за боязни санкций и того, что дата «момента компенсации затрат из бюджета» не названа, некоторые автопроизводители не рискнули запускать программу за счет собственных средств. Среди них представители Toyota, GM и СП «Джи Эм – АВТОВАЗ». Остальные заводы, работающие на территории страны, – АВТОВАЗ, ГАЗ, КамАЗ, «Соллерс», Ford Sollers, PSA Peugeot Citroën, Volkswagen, Renault Россия, Hyundai и KIA – начали реализацию программы с прошлой недели. Их условия в целом похожи на те, что были анонсированы в августе министром промышленности Денисом Мантуровым. При сдаче автомобилей в утиль в сентябре – декабре 2014 года можно получить скидку на покупку новой машины от 50 тыс. руб. (легковые) до 350 тыс. руб. (грузовики и автобусы). При trade-in, который планируется в этот раз добавить в госпрограмму утилизации, скидка меньше – от 40 до 300 тыс. Небольшие отличия есть лишь по срокам, например, у АВТОВАЗа программа действует с 4 сентября до 15 декабря, у КамАЗа – с 8 сентября до 31 декабря, у Ford Sollers до 30 сентября и касается не всего модельного ряда.
Правительство оценило затраты федерального бюджета по новой целевой программе обновления автопрома в 10 млрд рублей. Напомним, что первая кампания утилизации 2010 года обошлась государству в 16 млрд рублей.
Александр Бондаренко, заместитель директора по развитию и корпоративным продажам ООО «АМТ» – официального дилера «ГАЗ» в Тольятти, рассказал «Тольяттинскому навигатору», что принципиальных отличий в программах утилизации нет. «Однако во второй кампании упрощена процедура сдачи авто, – считает он. – Теперь на руки клиенту сертификат утилизации не выдается, его как такового и нет, есть его электронный вид. Точнее – номер. Алгоритм покупки нового автомобиля «ГАЗ» по программе утилизации выглядит следующим образом. 1. Предоставить в пункт сдачи автомобиля оригинал ПТС. 2. Дождаться одобрения сделки у официального дилера. 3. Получить справку в ГИБДД о снятии с учета автомобиля по программе утилизации. 4. Предоставить акт о сдаче автомобиля и заключить договор на покупку нового автомобиля. При покупке автомобиля ГАЗ разрешенной максимальной массой 3101 – 4100 кг скидка по утилизации составляет 175 тыс. рублей, по программе «тrade-in» – 145 тыс. рублей, а при покупке автомобиля ГАЗ массой более 7500 кг – 350 тыс. и 300 тыс. рублей соответственно».
Программу утилизации в правительстве решили запустить вновь в связи с падением автомобильного рынка. Продажи новых машин снизились с начала года на 12%. В количественном выражении – это более 217 тысяч авто. Как считают в Минпромторге, за счет программы утилизации получится продать порядка 170 тысяч новых машин, что позволит несколько оздоровить авторынок.
За первую неделю, прошедшую с момента объявления о старте программы, было подано 4470 заявок от физических и юридических лиц по всей стране. Только на АВТОВАЗе было собрано около 5000 предварительных заказов на приобретение новых автомобилей LADA. Это почти в два раза больше, чем в прошлом месяце. В настоящее время механизм работы дилеров АВТОВАЗа, компании и утилизаторов отлажен, сообщает дирекция по связям с общественностью ОАО «АВТОВАЗ». При сдаче бывшего в употреблении автомобиля на утилизацию скидка составляет 50 000 рублей, при продаже по схеме «trade– in» – 40 000 рублей. 9 сентября клиентам были переданы первые
13 автомобилей, из них пять по системе «trade-in». Также за один день удалось подписать 124 договора на покупку автомобиля, 204 машины были зарезервированы.
Другой важной целью программы утилизации является обновление автомобильного парка в стране. На сегодняшний день около 40% легкового и почти половина коммерческого транспорта, эксплуатируемого в России, имеют возраст больше десяти лет.
Несмотря на то, что программа уже началась, для ее потенциальных участников осталось немало вопросов. «Тольяттинский навигатор» отвечает на них.
– Можно ли использовать средства, полученные за сданный автомобиль, в качестве первоначального взноса по кредиту или лизингу за новое авто?
– Да. Сумма, полученная за утилизацию, может быть зачтена в качестве первоначального взноса по кредиту и лизингу за новый автомобиль ответственного производства.
– Может ли один человек сдать в утиль несколько автомобилей, а полученную сумму использовать для приобретения одного автомобиля?
– Нет. Программой предусмотрено, что от одного собственника принимается только один автомобиль, за который выплачивается субсидия за его утилизацию.
– Возможно ли совмещение двух программ: утилизации автомобилей и льготного кредитования?
– Да, возможно. Но в этом случае уточните у дилера перечень доступных марок автомобилей.
– Каковы требования к сдаваемому автомобилю?
– Принимаются только укомплектованные автомобили, что означает, авто должно иметь: шины и диски, целый кузов, с сидениями и элементами интерьера и шасси, двигатель, трансмиссию, навесные агрегаты, топливо и технические жидкости, выхлопную систему и нейтрализатр (при его наличии), элементы остекления, аккумулятор. Битые, аварийные и снятые с учета до начала реализации программы утилизации автомобили не принимаются. Могут допускаться лишь небольшие повреждения.
Важно и то, что в собственности клиента авто должно находиться не менее шести месяцев до момента участия в программе утилизации.
Остались дополнительные вопросы? Задайте их дилеру автопроизводителя, на марке которого вы остановили свой выбор. И – удачи на дорогах в новом
авто!