Число жителей Украины, прибывших из зоны боевых действий в Тольятти, достигло 735 человек. И сколько приедут ещё, не знает никто. Но то, что людской поток будет течь в российские города до тех пор, пока в соседней с нами стране не перестанут гибнуть мирные жители, ясно, как белый день.
В Тольятти много неравнодушных людей, считающих, что чужого горя не бывает. Одни из них – добровольцы-волонтеры Анна и Лена – организовали встречу украинских семей в кафе «Сейчас». Сделали это девушки для того, чтобы познакомить семьи друг с другом и отвлечь их от пережитого на Родине. Собрались в кафе в большинстве своём семьи молодые, многие – с детьми. Здесь мы и встретились с четой Абрамовых.
Евгений и Анжела Абрамовы приехали в Тольятти из Северодонецка Луганской области месяц назад. Выбрали Тольятти по нескольким причинам. Во-первых, потому что Евгений – инженер-химик. Работал на заводе, производящем минеральные удобрения. А город наш известен как центр большой химии. Во-вторых, Анжела на пятом месяце беременности и дорогу переносит не очень хорошо, а Тольятти как раз расположен в европейской зоне, относительно недалеко от Украины. Ну и, в-третьих, потому что в Тольятти у них есть друзья.
Сборы Анжелы и Евгения были недолгими. После того, как они трое суток просидели в подвале, когда обстреливали соседний Лисичанск, а снаряды долетали и до Северодонецка, решение ехать в Россию возникло не у одних их.
«Городской автовокзал был битком, организовывались дополнительные рейсы, — рассказывает Анжела. – Казалось, что все жители нашего стотысячного Северодонецка решили враз покинуть город». Уезжали в основном молодые. Вот и родители Анжелы и Жени остались в Украине. «Многие мои подруги уехали кто куда: Кемерово, Тюмень, Краснодар – обширная география. В городе в основном остались пожилые люди».
Как только Абрамовы покинули Северодонецк, через неделю взорвали мост: практически единственную транспортную артерию, по которой можно выбраться в Россию. Это было сделано для того, чтобы украинская армия не смогла занять город и причинить ему наибольшие разрушения.
В Северодонецке у Абрамовых осталась двухкомнатная квартира. «Мы собрали свой скарб в шесть сумок, – говорит Женя, – и короткими перебежками от автовокзала до перрона, от перрона до купе я перетаскивал их». Что и говорить, нелегко, конечно, вот так – бросить все нажитое одним махом и рвануть на новое место, в другую страну… Но туда, где нет взрывов, где утро будет встречать тебя восходящим солнцем на мирном небосводе. «У нас скоро будет ребенок, – потому другого выбора для нас не было», – с таким мнением четы Абрамовых трудно поспорить.
Сейчас они живут у «друзей друзей». Жене и Анжеле повезло: у знакомых их друзей оказалась «лишняя» квартира, но жилье это временное и стеснять надолго тольяттинцев Абрамовы не намерены. Как только Женя выйдет на работу – на ТоАЗ – квартиру снимет самостоятельно. В их планах обосноваться в России навсегда, назад, говорят, пути нет, потому и думают они о получении российского гражданства.
– Ребята, вы, когда в Украине жили, откуда черпали информацию о происходящем?
– Больше из Интернета. Мы в последние два-три месяца до отъезда уже не смотрели телевизор: все, что там говорили, – полное вранье. В России ситуация на родине освещается более полно и правдиво. Вот недавно бабушка Анжелы звонила и рассказывала, что в городе ходят слухи о том, что Путин через гуманитарный коридор будет провозить оружие. А ведь на границе существует таможенный контроль, и такого просто не может быть. Наш город в ста километрах от Луганска, и то, что сейчас, происходит на Родине, мы узнаем благодаря российскому телевидению. Все то, что показывают в России, наиболее действительно и правдиво отражает ситуацию в Украине. Мы сами оттуда, потому и знаем.
– Чем вас встретил Тольятти?
– Мы как-то с Женей ждали автобуса, и женщина услышала нашу украинскую речь, она сразу же обратилась к нам и когда узнала, что мы из Украины, пригласила в гости. Также к нам часто подходят люди и стараются чем-то помочь, спрашивают, проявляют участие.
– Каким вы видите сценарий развития событий на Украине?
– Хотелось бы, чтобы как можно быстрее закончилась война, чтобы перестали гибнуть мирные люди, чтобы прекратились обстрелы, не разрушались дома. Чтобы русские и украинские народы как и раньше были друзьями.
– А реалистичный сценарий?
– Существующая ныне ситуация в Украине надолго. А значит, мир на нашу землю еще не скоро придет. Рассказывали, что в Житомирской области идет жесткая мобилизация: если мужчина не хочет идти воевать в украинскую армию, угрожают физической расправой над ним и его семьей. Получается, что у многих солдат выбора-то и нет.
– Какие эмоции сегодня чаще всего испытываете?
– Страх уже остался позади, но спокойствие, умиротворение еще не скоро станут нашими спутниками. Есть тревога за родителей, близких, оставшихся там. Неопределенность с жильем, нехватка средств – все это временные трудности, они преодолимы. Зато здесь, в России, у нас есть уверенность, что наш ребенок будет жить в мирной стране, что сами не погибнем под огнем артобстрела, что здесь есть будущее.
P.S. Мы привыкли называть людей, приехавших к нам из Украины, беженцами. Но на самом деле статус у них другой – они получают в нашей стране временное убежище, а у беженцев более серьезные преференции. 5 июля в Самарской области вышло постановление о мерах социальной поддержки этой категории людей. Сегодня для них действуют следующие льготы: единоразовая помощь на первоначальные нужды в размере 10 тыс. рублей на каждого члена семьи, 1 тыс. – на сбор ребенка в школу, 2,5 тыс. – ежемесячная выплата на питание детей в муниципальных и госучреждениях, а также компенсация за арендное жилье: на семью из трех человек до 10 тыс. рублей, если семья более многочисленная, компенсация выше. Правда, прежде чем получить эти средства, необходимо сдать документы в УФМС на получение статуса временного убежища. Распространившаяся в некоторых СМИ информация о том, что каждый житель Украины, приехавший в Россию, получает из федерального бюджета «суточные» порядка 800 рублей, не соответствует действительности. На самом деле эти деньги выделяются на содержание тех, кто размещен в санаториях, пансионатах и базах отдыха. В Тольятти таким учреждением является база отдыха «Зеленый берег», где размещен всего 81 человек, которых организованно вывозили из соседней страны. Самостоятельно приехавшие в Россию люди этих денег не получают! «Сумма 785 рублей в сутки на одного человека выделяется организации, предоставившей место для проживания гражданина Украины, – подтвердил директор базы отдыха «Зеленый берег». – Правда, из областного бюджета деньги пока еще не поступило».
*Ольга Баркалова