Вы сейчас просматриваете Транспорт оптимизируют?

Транспорт оптимизируют?

  Согласно проекту новой маршрутной сети города в Тольятти с 2015 года останется 64 автобусных и 14 троллейбусных маршрутов. Сегодня перевозка пассажиров осуществляется по 152 трассам, при этом эксплуатируется 1766 единиц подвижного состава.

  Кому будет лучше?
По словам чиновников мэрии, главная цель оптимизации муниципальной сети пассажирского транспорта – исключение дублирующих маршрутов и повышение рентабельности муниципальных транспортных предприятий. Однако меня как пассажира, курсирующего чаще всего по маршруту дом (Центральный район) – работа (Новый город), волнует, честно говоря, совсем другое: не увеличится ли после оптимизационных мер мое время ожидания транспорта на остановке и пребывания в пути, останутся ли удобства при передвижении и повысится ли при этом пассажирская безопасность.

  Чиновники обещают, что безо­пасность передвижения сущест­венно повысится, поскольку сократится количество транспортных единиц на дорогах города, и лавирование маршруток в конкурентной борьбе за пассажира сойдет на нет. Не должно увеличиться и время пребывания в пути опять же потому, что дорожные магистрали несколько разгрузятся. Однако перевозчики оптимизма представителей мэрии не разделяют. Сергей Золотухин, директор ООО «Донус», микроавтобусы которого курсируют по 140 маршруту, считает, что уменьшение числа маршрутов вернет нас в 90-е годы прошлого века, когда люди ездили в общественном транспорте как сельди в бочке и ожидали транспорта на остановках по получасу. Разделяют его опасения и многие пассажиры. Ведь ломать привычное — боязно.
  Разработчики концепции по оптимизации сети – специалисты Санкт-Петербургского Научно-исследовательского проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры — признают, что при дуб­лировании маршрутов есть не только минусы, но и плюсы. К положительным факторам они относят повышение надежности транспортного сообщения и предоставление пассажиру альтернативных вариантов доставки. А на собственном примере многим горожанам известно, что при действующей маршрутной сети отсутствие дублирующих маршрутов оборачивается достаточно долгим ожиданием транспорта на остановке. Мне вот не повезло: не с самой ближней от дома остановки я могу добраться на работу лишь на маршрутке № 93к, которая «ходит», со слов водителей, с интервалом в пять минут, а на деле ждать ее приходится зачастую дольше четверти часа. Ездить же с пересадками — дороговато. Чего ждать мне от оптимизации? В проекте новой сети маршрут № 93к остается, и можно лишь надеяться, что новый перевозчик, которому «достанется» данный лот конкурса, будет более ответственно контролировать работу водителей.

  Перевозчики по конкурсу
  Как говорят в мэрии, основными новшествами оптимизации станет муниципальный конкурс, на котором будут расторговываться все 64 автобусных маршрута (троллейбусные – вне конкурса), и любой перевозчик Тольятти – будь то муниципальное предприятие или частная компания — смогут принять в нем участие. Определять победителя будут по тому, насколько перевозчик соответствует критериям конкурса, основные из них — количество автобусов большой и средней вместимости, а также наличие ремонтной базы, квалифицированных сотрудников и ряд других требований. «Заложить в условия конкурса отсутствие «Газелей» мы не сможем, — так прокомментировал ситуацию вице-мэр Алексей Бузинный. — Но сама концепция оптимизации маршрутной сети предполагает существенное сокращение транспорта малой вместимости. В городе в основном останутся автобусы средней и большой вместимости».
  Но сами перевозчики менее осведомлены и об условиях конкурса, и о грядущей оптимизации в целом. Так, по словам Олега Кошкина, владельца 107-го маршрута, у него воп­росов пока больше, чем ответов. «В проекте новой сети маршрут
  № 107 отсутствует, и о том, как будут добираться жители с улицы Льва Толстого в свой пункт назначения, я от городских властей информации так и не получил, хотя дважды направлял свои замечания в мэрию, — говорит Олег Николаевич. — Что касается муниципального конкурса, то я пока не увидел, что в него включено условие, обязывающее предпринимателей иметь пассажирский транспорт в собственности, хотя ранее перевозчиков буквально заставляли закупать транспортные единицы.
  В последнее время многие частные компании существенно обновили свой парк, прикупив транспортные средства средней вместимости — Hyundai, Ford, Fiat, Peugeot, Богдан. Но немалая часть «коммерсантов» продолжает перевозить пассажиров на «Газелях». Сергей Золотухин говорит, что наиболее рентабельными в нашем городе являются машины вместимостью 20-22 человека, а большие автобусы частникам не принесут рентабельности. Разработчики концепции считают, что транспорт большой вместимости будет перевозить людей в пиковое время, а в межпиковое доставят пассажиров из пункта А в пункт Б машины средней вместимости.
  А хватит ли больших автобусов городу? Александр Абрамов, директор муниципального Тольяттинского пассажирского автопредприятия № 3, уверен, что после оптимизации сети городского транспорта большинство автобусных маршрутов сохранится и кондукторская выручка его предприятия увеличится. «Сегодня порядка 90 автобусов предприятия самортизированы, и для обновления подвижного состава необходимо закупить 180 автобусов, тогда проблема утренних пиков будет полностью снята. Но и при нынешнем количестве подвижного сос­тава особых трудностей с перевозками не возникнет», — заверяет Александр Юрьевич. В Тольятти же пока наибольший среднесуточный объем перевозок пассажиров приходится на коммерческий автобусный транспорт — 189 человек в среднем за сутки перевозится на 1 км маршрутной сети, что в 2,7 раза больше, чем на троллейбусном транспорте, и в 2,4 раза больше, чем на муниципальном автобусном.

  300-я серия
  Закон Самарской области № 107, разделив полномочия между органами местного самоуправления и региональным Минтрансом, «породил» в Тольятти так называемую 300-ю серию маршрутов, обеспечивающих пригородные перевозки. Но на деле отличаются от городских они лишь тем, что имеют конечный пункт в Борковке или Подстепках, в то время как основная часть маршрута пролегает по Тольятти, однако подчиняются перевозчики 300-й серии не департаменту дорожного хозяйства и транспорта мэрии, а областному Минтрансу.
  Сегодня, по словам представителей мэрии, проводится серьезная работа в части прекращения дуб­лирования городских маршрутов 300-й серией. Договоры у перевозчиков истекают 15 июля 2015 года, и к этому сроку в городе должны появиться «станции перехвата пассажиров», на которых пригородный перевозчик будет высаживать пассажиров, далее они смогут добраться до пункта назначения на городском маршруте. Получается, что при этом людям придется совершать пересадки…

  Соседний пример
  В Казани с введением новой транспортной схемы количество автобусных маршрутов сократилось со 149 до 106, однако провозная возможность увеличилась в 1,3 раза — с 57 до 77 тысяч человек в день. Многочисленные пробки, «гонки» автобусов почти исчезли. Снизилось и количество автомобильных выхлопов. На 9% увеличились доходы транспортных предприятий. Нельзя, однако, не отметить, что возросла пересадочность, хотя и не превысила средних показателей по России.
  Больная тема

  Обновление подвижного состава – вопрос не новый и достаточно болезненный для нашего города. В настоящее время на балансе АТП-3 числится 353 автобуса, из которых 49% выработали свой ресурс. Средний возраст автобуса в АТП-3 составляет 6,7 лет. На балансе троллейбусного управления — 140 машин, из которых 131 перешагнули все установленные сроки «жизни» электротранспорта. Средний возраст троллейбусов составляет в ТТУ 19,9 лет. Для того чтобы закрыть потребность, городу необходимо закупить 137 троллейбусов. Но мэрия не в состоянии на собственные средства обновить парк муниципальных предприятий, потому ищет выход, участвуя в федеральных и региональных программах по приобретению транспортных средств на условиях софинансирования.
  В Министерство транспорта Самарской области сегодня направлены заявки о включении Тольятти в государственную программу «Развитие транспортной системы», на приобретение в 2014-2016 годах 70 троллейбусов и 106 автобусов. Причем автобусы планирует закупить экологичные, работающие на комплимированном природном газе. Также город проявил заинтересованность в госпрограмме «Доступная среда», согласно которой будут приобретаться низкопольные автобусы и троллейбусы. Согласно поданной заявке город может закупить в 2014-2015 годах 18 троллейбусов и 36 автобусов. Решается вопрос и о проведении капитального ремонта троллейбусов на заводах России. В этом году на эти цели в городском бюджете заложены средства на капитально-восстановительный ремонт десяти «рогатых». В настоящее время готовится конкурсная документация, однако четкой даты, когда на улицах городах появятся восстановленные троллейбусы, в мэрии назвать не смогли.

 

*Ольга Баркалова