Вы сейчас просматриваете Рискнули и не ошиблись

Рискнули и не ошиблись

  Когда собственники берут инициативу в свои руки, проявляя интерес к обслуживанию дома, случается парадокс: дом хорошеет буквально на глазах, а квартплата снижается.

  Сегодня в Комсомольском районе уже одиннадцать домов обслуживаются управляющей компанией «Содружество», которая зашла на коммунальный рынок в январе 2013 года. «Тольяттинский навигатор» побывал в некоторых из них, чтобы не только услышать от жителей, как изменилось обслуживание их домов, но и увидеть все своими глазами.

Свет в конце тоннеля
Дом № 27 на улице Чайкиной – это типовая 14-этажка, возведенная 32 года назад, с мая прошлого года ее собственники сменили управля­ющую компанию ООО «Департамент ЖКХ» на ООО УК «Содружество». И с той поры, как рассказывает Аграфена Павловна Шичавина, председатель совета дома, жители увидели свет в конце тоннеля.
  Первым делом новая УК взялась за двери на общих балконах, все их укрепили, восстановили, застек­лили. Подобрали электропроводку, что болталась по дому, вычистили подвал, только прошлым летом морили от паразитов четыре раза, с крыши вывезли КАМАЗ голубиного помета, который копился более трех десятков лет и создавал высокую пожароопасность для кровли. Заменены светильники в подъезде на антивандальные, а лампы — на энергосберегающие. Жители диву даются: перегоревшие лампы на этажах меняет УК! Постелили новый линолеум в лифтах, в фойе первого этажа установили новый радиатор отопления, чтобы зимой в сильные морозы вода при мытье полов не замерзала. Уборка дома – отдельная тема. С началом работы новой УК жители впервые узнали, что на доме положено несколько раз в год проводить генеральную уборку. Сейчас дом моется раз в неделю с первого по четырнадцатый этаж, каждый день – пол на первом и в лифтах.
  Словом, за год обслуживания УК «Содружество» на доме уже сделала многое. Причем стоимость каждого вида работ известна жителям, все они ведутся на средства, что собираются по строке «текущий ремонт». И теперь оказывается: деньги на доме есть.
  Три года назад здесь были установлены приборы учета, но на коммерческий учет их поставила лишь УК «Содружество». Видимо, прежней компании без них было выгоднее. Ведь только за год работы счетчиков жители сэкономили значительную часть средств по теплу. На общем собрании они решили: деньги направить на благоустройство дома. При этом уже с мая 2014-го тариф на тепло снижен почти в два раза: раньше жители платили по 26,40 руб. с квадратного метра, а теперь — 15 рублей с копейками.
  Жители говорят, что им со старшей по дому повезло. Но прежде чем согласиться на эту общественную нагрузку, Аграфена Павловна сказала: «Если хотите, чтобы я стала председателем домкома, давайте попробуем работать с другой УК. Для начала заключим договор на год с УК «Содружество». Соседи согласились. И дом одним из первых в Комсомольском районе стал обслуживаться ООО УК «Содружество». Жители, заметив улучшения в содержании многоэтажки, «загорелись» и сами: кто деревца во дворе посадил, кто цветник разбил, кто ковер к подъезду вынес, чтобы грязи в дом меньше тянулось. Причем вовлечены в процесс управления домом оказались не только пенсионеры, но и молодые люди… Одним из первых моментов отдачи хорошей работы новой УК стало то, что в доме перевелись должники, люди стали вносить квартплату своевременно.
  «В прежней УК сколько ни ходишь, ни просишь, ответ один: денег нет. А уж если что-то и сделают, то с таким боем, — рассказывает Аграфена Павловна. – А УК «Содружество» работает как «скорая помощь»: только им позвонишь, они уже готовы выполнить заявку. Создается впечатление, что УК обслуживает лишь наш дом. Но мы общаемся с другими старшими и знаем: точно так же обслуживаются все дома».

Похожие дома
Следующий дом, на Чайкиной, 41, встретил нас также ухоженными цветниками, выметенным до соринки двором, свежевыкрашенной детской площадкой. Ольга Сапарбаева, председатель домового совета этой девятиэтажки, вспоминает, что здесь творилось год назад: «Когда инициативная группа жителей задумалась о том, что нужно что-то предпринять, чтобы дом содержался как положено, вся девятиэтажка, казалось, перевернулась с ног на голову. Многое пришлось пережить. Долго не могли смириться некоторые жители, что вместо ООО «Департамент ЖКХ» придет обслуживать дом никому неизвестная УК «Содружество», но мы выстояли». Прошел год, страсти улеглись, и на недавнем собрании собственников жилья в адрес Ольги было сказано немало добрых слов и единственное пожелание: ты уж нас не бросай.
  На доме с мая 2013-го сделано то, что не делалось прежде годами: приведена в порядок электропроводка, на каждом этаже горят новые антивандальные светильники, над подъездами новые лампы. Также полностью заменена канализация и вычищен подвал, что является одним из главных в жизнеобеспечении дома. Заменены поч­товые ящики. Конечно, сделано очень много, всё не опишешь сразу. А главное, что работа не останавливается, ежедневно выполняются заявки жителей дома. На очереди текущий ремонт, в который заложили межпанельные швы и кровлю. Во втором подъезде выполнен косметический ремонт, на очереди – второй и третий. Но и сегодня во всех подъездах чистота, запах свежести, а не амбре из мусоропровода, и все потому, что убирают, как положено. Екатерина Трофимовна Орлова, жительница дома по ул. Чайкиной, 41, ненарадуется: «В подъезд теперь захожу с удовольствием, а ведь раньше разруха была, так и старалась поскорее закрыться в своей квартире, чтобы не видеть мусор и грязь. Нас теперь хорошо обслуживает управляющая компания. И мы благодарны Ольге за то, что нам всем теперь живется лучше».
  …Глядя на следующий дом, что на Чайкиной, 33, и общаясь с его жителями, мне подумалось: это как у Толстого про счастливые семьи, которые все одинаковы, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Так и с домами: все многоэтажки Комсомольского района, что обслуживаются УК «Содружество», похожи друг на друга, в них чистые дворы и подъезды, ухоженные детские площадки, цветочки-деревца, электрики-сантехники для жителей почти как родные… В них более доброжелательные соседи. Ведь когда знаешь, что и от твоего решения, голоса, отданного на общем собрании, зависит обслуживание дома, что все вместе жители могут влиять на работу коммунальщиков, это, безус­ловно, сближает. Вот и Татьяна Михайловна Гоголева, председатель совета дома Чайкиной, 33, отмечает, что соседи по дому стали более дружными. Теперь и на общие собрания приходят с большим интересом, а иначе-то как? Ведь только все вместе жители планируют, что должна сделать в этом году УК в доме.
  А планов громадье! Нужно поменять козырек у подъезда, установить новую запорную арматуру на трубах, сделать водоотвод, чтобы талая вода в подвал не стекала, перекрыть кровлю…«С УК «Содружество» нам по силам любые планы, — говорит Татьяна Михайловна. — Мы теперь знаем, сколько средств собралось на доме по текущему ремонту и сколько будет стоить определенный вид работы. Очень четко и прозрачно выстроена работа компании».
  Довольны работой УК и жители:
  «Платежки приносят, а в них все расписано, все ясно и понятно, перерасчеты часто делают, конечно, приятно, когда квартплата пусть на сто-двести рублей, но снижается. Мы не обижаемся теперь на коммунальщиков, потому что дом наш обслуживается намного лучше, что ни просим, все делают вовремя. И главное, нас не обманывают».

В обслуживании — плюсы, в квартплате — минусы
Отчего на доме складывается экономия по ОДН? Да все просто! Когда в подвале свет не горит круг­лые сутки, потому что есть выключатели, когда установлен общедомовой двухтарифный прибор учета электроэнергии, а у многих жителей обычные однотарифные, вот вам и минусы по общедомовым нуждам (ОДН). Когда не капает вода из запорной арматуры инженерных коммуникаций. Когда известно, сколько на самом деле стоит металлическая дверь или пластиковые окна, что установлены в подъездах. Когда деньги от рекламы в лифте идут на счет дома. На каждом доме этих «когда» наберется множество. Но главное в том, если собственники неактивны, управлять домом будет чужой дядя — так, как выгодно ему. Сегодня жителей многих домов «пользуют» лишь потому, что те не могут побороть лень и живут по принципу: моя хата с краю… Вот тогда и получается, что простенькая дверь, установленная в подъезде, стоит как крыло от «боинга», а дешевые де-факто окна в три раза дороже тех, что вы ставили в свою квартиру…

  Хотите, чтобы и ваш дом обслуживался так, как положено? Тогда берите инициативу в свои руки, созывайте собственников на общее собрание дома, требуйте нормальной работы от вашей управляющей компании. Тем более, что закон по созданию ТСЖ или домового совета на вашей стороне.

 

*Олег Веселов