Мнения депутатов о том, что делать с бытовыми отходами Тольятти, разделились
03 июня в Думе Тольятти состоялось расширенное заседание постоянной Комиссии по контролю, общественной безопасности и соблюдению депутатской этики. Самым «жарким» оказался третий вопрос – посвящённый проверке Контрольно-счётной палатой процедуры выделения субсидий на избавление города от бытовых отходов.
По сути, претензии членов комиссии и палаты свелись к следующему: «Завод по переработке бытовых отходов» (далее по тексту – ЗПБО) не имеет производственной мощности оборудования, способного переработать весь объём образующихся в городском округе Тольятти отходов, а потому не мог в 2013 году претендовать на весь объём субсидий от муниципалитета. Таким образом, по мнению КСП и комиссии, получая субсидии, ЗПБО нарушал законодательство.
На замечания КСП директор ЗПБО Юрий Башкиров возразил, что закон не запрещает получателю субсидии привлекать для работ подрядчика (речь идёт о ООО «Повтор»). Тогда депутат от «Единой России» Михаил Носорев задал вопрос: «Откуда у ЗПБО появилась задолженность в 13 млн. рублей?» Руководство ЗПБО сослалось на то, что основной целью завода по переработке отходов является решение экологической проблемы города – уничтожение отходов, а не извлечение прибыли.
Коллега Носорева по фракции депутат Борислав Гринблат заметил, что бизнес-план ЗПБО, направленный по запросу депутатов в Думу, их не удовлетворил, что к этому бизнес-плану есть вопросы. Затем, развивая тему, депутат предложил не зацикливаться на ЗПБО. Поскольку решить проблему с его окупаемостью трудно, Борис Гринблат предложил везти мусор сразу на существующие полигоны, а если их недостаточно – открыть новые. Поскольку это дешевле. «Вообще, – пошёл дальше Гринблат, – можно даже возить мусор в Самару, это всё равно выйдет дешевле, чем перерабатывать его на ЗПБО».
Гринблату резко возразил депутат фракции КПРФ Алексей Краснов: «Если вы считаете, что ЗПБО работает неэффективно, то нужно заставить их улучшить свою работу. Но я против того, чтобы создавать вокруг города свалки!»
После небольшой дискуссии руководитель департамента городского хозяйства мэрии Вадим Ерин отметил, что ёмкости существующих вокруг Тольятти полигонов хватит всего лишь на полтора года. Руководитель управления природопользования и охраны окружающей среды мэрии Надежда Павлинова рассказала, что схема, в которую в 2011 году был включен «Повтор», была вынужденной мерой разработки системы утилизации отходов и выделения субсидий и утверждена она была министерством ЖКХ и строительства Самарской области. Она указала, что все действия по приемке актов захоронения отходов принимались в соответствии с разработанным порядком предоставления субсидий и также внесением в него изменений с учетом требований УФАС и прокуратуры.
Резюмирующая часть заседания комиссии вызвала затруднения у депутатов. Поскольку причины нарушений, касающихся субсидий 2013 года, ЗПБО уже были устранены, было решено отметить результаты отчёта КСП и указать на необходимость контроля со стороны думы над изменением схемы переработки отходов ЗПБО в сторону повышения экономической эффективности его деятельности.
История вопроса
В 2011 году стало понятно, что свободных полигонов для захоронения на территории городского округа Тольятти твердых бытовых отходов (ТБО) без их сортировки и переработки хватит на 2-3 года. В связи с этим мэрией было инициировано создание новой схемы, при которой отгрузка отходов на полигоны снизилась бы на 80%.
В результате была разработана технология, согласно которой мусор перед биотермическим компостированием на ЗПБО подвергался бы предварительной обработке на мусоросортировочном комплексе. Именно на данном предприятии должно было согласно схеме производиться предварительное извлечение утильных фракций. Описание схемы с участием ООО «ПОВТОР» (организация обладала возможностями для извлечения утильных фракций в больших объёмах) было направлено министру Минэнерго и ЖКХ Самарской области для согласования тарифа. 29.11.2012 г. Минэнерго и ЖКХ Самарской области утвердило тарифы на услуги по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов ОАО «ЗПБО». В результате отгружаемый на полигоны компост стал составлять 20% от общего объема отходов.
Комментарии
Инна Инкина, заместитель руководителя департамента городского хозяйства мэрии:
«Нельзя не отметить недоброжелательный тон депутатов – участников комиссии. Непонятно, чего они добиваются. Тольятти – единственный город в области, который субсидирует переработку отходов. И мы считаем, что нарушений со стороны города нет в этом вопросе. Бесспорно, рассуждать об эффективности ЗПБО можно и нужно. Мы уже вышли с инициативой в министерство, чтобы на базе ЗПБО создать предприятие, которое позволило бы утилизировать и, главное, обезвреживать отходы не только Тольятти, но и близлежащих населенных пунктов, потому что нельзя утратить существующую на заводе уникальную технологию. Таких заводов сегодня в России всего два: в Санкт-Петербурге и вот, собственно, у нас. Нельзя пренебрегать действующей схемой и прежде всего необходимо думать о жителях. Полигоны расположены очень близко от города – 8-10 км, и не обезвреживать данные отходы – это преступление против жителей. Можно вывозить мусор на полигоны, где они будут саморазлагаться в течение двух лет, как предложил Гринблат, но, живя практически на полигонах, мы не можем этого позволить».
Алексей Краснов, депутат ТГД:
«В свете предстоящих выборов губернатора позиция Борислава Гринблата и Михаила Носорева мне видится алогичной. Они же — члены «Команды Губернатора». Причём активные. Должны быть борцами за всё хорошее. А тут призывают увеличивать число свалок, потому что это будет для города дёшево. Такие решения – антинародны. Сначала с попустительства власти в девяностых годах у нас погибла уникальная городская система озеленения. Затем, тоже по вине власти, в 2010 году сгорел городской лес. И вот теперь давайте обрастать помойками. Экология у нас – и так никакая. Нужно всеми силами сберечь хотя бы то, что ещё осталось!»
Юрий Башкиров, Генеральный директор ОАО «ЗПБО»:
«По результатам проверки КСП мы направили в палату официальный ответ с нашими аргументами, где есть и отсылки и на законодательство, и на технологические нюансы, и на экологическую составляющую проблемы. Но, к сожалению, наши доводы не были приняты во внимание. Мы готовы последовать указаниям депутатов и улучшить эффективность схемы. по сравнению с 2012 годом в 2013 году экономическая эффективность предприятия повысилась».
Надежда Павлинова, Руководитель управления природопользования и охраны окружающей среды мэрии г.о. Тольятти:
«Схема, в которую в 2011 году был включен «Повтор», была вынужденной мерой. Если сегодня мы эту систему будем пересматривать, то придется везти отходы напрямую на полигоны. «Эколайн» уже дважды проводил общественные слушания по дозагрузке своего полигона. Но задача экологов – не допустить этого».
Аналитический отдел редакции:
«В Тольятти лицензией на обезвреживание отходов обладает только ОАО «ЗПБО». Остальные более десятка организаций, которые работают в сфере обращения с отходами, ведут нелицензированные виды деятельности. В ракурсе этого факта заявления о неэффективности работы ЗПБО, нацеленные на исключение завода из числа получателей субсидии, выглядят нелогичными».
*Игорь Мухин