Вы сейчас просматриваете Социальный портрет выпускника-2014

Социальный портрет выпускника-2014

 По каким параметрам он составлялся?

 

 Тольяттинский Ресурсный центр на протяжении многих лет проводит социологическое исследование о выпускниках школ. В первый раз такая работа состоялась в 1996-1997 учебном году, с тех пор каждые четыре года «пишется» социальный портрет выпускника.

 

 

 Параметры, по которым проходит исследование, пос­тоянно меняются: жизнь вносит свои коррективы, что необходимо изучать, а что можно оставить за кадром. Заведующий отделом информационно-аналитического обеспечения Муниципального автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Ресурсный центр» Тольятти Александр Шехтман говорит, что ни разу анкета не оставалась в том виде, какой она была при предыдущем опросе. При этом в ней присутствует постоянный блок вопросов, дающий возможность изучать динамику и делать выводы о том, как меняются поколения выпускников. Но самой интересной для исследования является вариантная часть, вопросы которой меняются при «написании» нового портрета выпускника.

 При исследовании «Выпуск­ник-2014» в анкету было включено более 40 вопросов, разделенных на блоки: социально-демографическая характеристика 11-классников, их отношение к школе и качеству образования в ней, жизненные цели и ценности, образовательные и профессиональные планы, а также отношение выпускников к нашему городу. По ответам на них и создается социальный портрет молодого человека, который вступает в самостоятельную жизнь во втором десятилетии XXI века.

 Исследование проходило в разных школах Тольятти как по статусу, так и географическому положению, что позволит получить более целостную картину и при этом выявить специфику образовательных учреждений.

— В этом исследовании нас сильно интересовал город и отношение к нему выпускников, — отмечает Александр Викторович. — Мы предложили школьникам набор из 16 наиболее устойчивых стереотипов о Тольятти, такие как «молодежный город», «город резкого расслоения на богатых и бедных», «город с ограниченными возможностями реализации культурных потребностей», «моногород», «криминальный город», «безопасный город» и другие. Посмотрим, как молодежь его оценит. В вопросе: как вы относитесь к своему городу, мы пытались «вытащить» из школьников ощущение реального положения дел, а также спрашивали, каким они видят будущее Тольятти. Какая картина вырисовалась из ответов старшеклассников, узнаем в ближайшее время.

 Много вопросов в анкете было посвящено и образовательным планам завтрашних выпускников, определились ли они с выбором профессии, где продолжат образование: в родном городе, за его пределами или за рубежом, что повлияло на выбор профессии, чем она привлекла? Из прошлого исследования картина была такой, что чуть более половины выпускников планировали уехать из города для продолжения дальнейшего обучения – в Москву, Питер, Самару. Что покажет мониторинг-2014? Запасемся терпением.

 Материалы, полученные при помощи анкетирования, позволяют изучить отношение подростков к школе, которая в последнее время находится в процессе постоянного реформирования. Таким образом, по результатам исследования сложится оценка эффективности современных реформ образования. В исследовании-2014 определялась и оценка социальных функций через изучение социальных ролей, которые подростки играют в коллективе класса. Кто ты: лидер, предпочитаешь быть как все или стремишься держаться собственного мнения? Была также поставлена задача изучения самооценки учащихся относительно того, какое влияние оказала школа на воспитание качеств, необходимых им во взрослой жизни. Кроме этого впервые в исследовании выявлялось, испытывают ли подростки усиленное давление педагогов и родителей из-за сдачи ЕГЭ, а также чувствуют ли завтрашние выпускники повышенную тревожность в связи со сдачей государственных экзаменов.

 Новым блоком мониторинга стали и вопросы об отношении к людям других национальностей и религий, проживающим в нашем городе. Школьникам предлагалось выбрать один из вариантов – «Мне нравится, что все люди разные, у них можно чему-нибудь научиться», «Это нормальное явление, меня это не волнует», «Зачастую это раздражает». Оценивали 11-классники и то, как развиваются межнациональные отношения в нашем городе: ухудшаются или улучшаются они. Таким образом, станет очевидным их отношение к толерантности — терпимости к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

 Изучение профессиональных планов одиннадцатиклассников всегда было и остается важным блоком мониторинга. Профориентационной работе уделяется огромное внимание в общеобразовательной школе, однако оценить ее результаты при реальном влиянии на выбор профессии сложно. В то же время выбор будущей сферы профессиональной деятельности, четкий ответ выпускников на вопрос, кем я стану во взрослой жизни, свидетельствует и об уровне их социальной зрелости, и об эффективности работы школы в данном направлении. Из материалов прошлых исследований видно, что школа неплохо готовит выпускников к продолжению образования, однако выбор профессии осуществляется в течение длительного времени, что связано в основном с возможностями дальнейшего трудоустройства. Таким образом, подросткам при выборе профессии приходится разрешить сложное противоречие между адекватной оценкой своих способностей и возможностями их реализации в условиях современного российского общества.

 Исследование  «Выпускник-2014», как и предыдущие, имеет прикладной характер, то есть его результатам найдется применение на практике. Департамент образования сможет проводить настройки в школьной системе, выявив ее проб­лемные места. А исполнительная власть на основе отношения молодежи к Тольятти — сформировать видение перспектив развития нашего города.

 Итоги исследования будут подведены в конце мая, и мы их осветим в нашем издании. Как умные люди выбирали вуз Согласно статистике примерно 20% учеников выпускных классов на момент сдачи ЕГЭ еще не определились со своим будущим: на кого пойти учиться, в какой вуз нести документы. Маяковское «Все работы хороши – выбирай на вкус» уже не так актуально. Конечно, успехов можно достичь в любом деле, если оно тебе по душе. Но для этого нужно как минимум знать, чего ты хочешь, а это ах как трудно, когда в 17-летней голове еще гуляет ветер и в то же время перед тобой — весь мир. Быть может, опыт наших умных взрослых и их советы помогут завтрашним выпускникам школ?

 

 Алексей Краснов, доцент кафедры «Социальные технологии» ПВГУС, кандидат филологических наук, депутат Тольяттинской городской Думы:
— Когда я учился в старших классах, в рамках Учебно-производственного комбината посещал Школу молодого журналиста. Мне было там интересно, я с самого детства постоянно что-то писал, сочинял. Потому передо мной вопрос выбора профессии так остро не стоял: родственники намекнули, что при моих способностях можно продолжить семейные традиции и пойти учиться, например, в плановый институт. Однако давить не стали. И я выбрал журфак Самарского государственного педагогичес­кого университета.
Сегодняшним молодым людям при определении профессионального пути советую: выбирать не вуз, а научную школу — преподавателей. Походите по университетам, посидите на лекциях – и у вас сложится не только представление о том, как вас будут учить, но и что это будут за люди. Сегодня вузы, соперничая друг с другом за абитуриента, хвалятся материальной базой, интеллектуальным потенциалом, но важнее всего в образовании качество преподавания. Крутой вуз – это совсем не значит, что в нем и учить будут круто. Потому рекомендую в первую очередь выбирать носителя знаний.

 

 Ирина Кочукина, руководитель Тольяттинского территориального управления Министерства образования и науки Самарской области:
— В школе я очень любила химию, особое отношение к этому предмету мне привил мой учитель. Потому, выбирая вуз, я искала, где учат на химиков. При этом мне нравилась работа моей мамы – она была педагогом. Я знала о ее работе многое, видела из чего она состоит. И была не против стать учителем. Потому и выбрала химфак Самарского государственного университета.

 Как правильно сделать свой выбор? Слушать себя, понимать: что я могу и что я хочу. Выбирать, исходя из реальных возможностей. Не гнаться за модой! Постройте образ себя в будущем, соотнесите его с собой, нынешним. Не помешает и обсудить с родителями, педагогами то, кем вы мечтаете стать, послушать, что скажут они — ведь решение необходимо принять важное. Но все же главное — в первую очередь слушать себя самого.

 Татьяна Терлецкая, руководитель департамента образования мэрии ТольяТти:
— Прочитав книгу Даниила Гранина «Иду на грозу», я решила стать инженером-физиком. Поступила на электромеханический факультет Новочеркасского политехнического института. А потом меня попросили чуть «попреподавать» физику в школе. И вот уже 35 лет я так «временно» и работаю. Потом окончила физмат педагогического института, а третье мое образование связано с менеджментом государственно-муниципального управления. Сергей Федорович Жилкин, будучи мэром, поставил задачу: все чиновники должны быть подготовлены не только в плане практики, но и теории. Потому в моей жизни три вуза.

 Сегодняшним 11-классникам я советую, выбирая будущее, слушать сердце. И не слушать, точнее, только чуть прислушиваться к советам родителей. Не отдавайте им на все 100% право собственного выбора. И второе — пробуйте себя. Сегодня существуют курсы предпрофильной подготовки, где есть блоки посещения. И если что-то легло на душу – навыки можно получить, главное, чтобы это дело приносило удовлетворение и была отдача. Тогда и горы можно свернуть!

 Виталий Гройсман, главврач Городской клинической больницы № 1:
— При определении моего жизненного пути большую роль сыграла судьба. Она меня, можно сказать, вывела. Самое интересное, что я не собирался быть медиком. Отец хотел, чтобы я пошел по его стопам и стал военным, он сам служил на флоте. Я пришел в военкомат, где меня направили в военно-морское медицинское училище. Окончив его, служил в Германии лейтенантом. Но нужно было продолжать учебу, и здесь опять вмешалась судьба. Время моего поступления в медицинский институт – 1962 год – совпало с тем, что военным разрешили поступать в том числе и в гражданские вузы. И я подал документы в Харьковский мединститут. Однако мне посоветовали учиться в Ставрополе. Послушал. И ни разу не пожалел об этом. Ставрополь мне принес удачу: здесь я встретил свою будущую жену. А еще в годы моей учебы секретарем крайкома комсомола был назначен Михаил Горбачев. Я встречался с ним, когда он собирал спорт­сменов-активистов, и здесь началась моя комсомольская карьера.

 Мне сложно говорить, какого принципа нужно придерживаться при выборе специальности. Это довольно непросто, ведь у каждого свое отношение и к городам, и к специальностям. Скажу лишь: для того чтобы стать успешным, нужно не бояться искать себя, верить в себя, отбросить душевную лень и вооружиться упорством. Смелым судьба помогает.

 

Ольга Баркалова