Вы сейчас просматриваете Как приобщить ребёнка к чтению?

Как приобщить ребёнка к чтению?

 Мы, взрослые, много делаем для того, чтобы дети не читали книг, считает Анна Тихомирова, президент фонда «Культура детства», психолог, много работающий с детьми.

 

 Анна провела на фестивале несколько встреч со взрослыми. Разговор шел о том, что книга может стать средством общения между родителями и ребенком, как сделать процесс чтения увлекательным, почему важно читать вслух. На встречу Анна принесла стопку книг. Каждая рассчитана на определенный возраст, и каждая рассказывает о чем-то очень важном, что волнует ребенка.

 Так, книга «Принцесса Анна» (авторы Эд Фрэнк и Крис Наувелартс) рассказывает историю развода родителей. Рассказывает сказочным языком, понятным ребенку, но написана она не только для детей. Принцесса Анна – маленькая девочка, которая живет в прекрасном замке с мамой-королевой и папой-королем. Но однажды мама с папой решили развестись. Они разрезали свой замок пополам, развезли его в разные части, между которыми поставили гору. Анна одну неделю живет у одного родителя, а потом со всеми своими игрушками перелезает через гору к другому родителю. В книге переданы переживания девочки, которая ощущает себя так, словно ее саму разрезали пополам.
Или вот еще одна книга – «Украденные имена» (автор – Тассиес). Книга написана от лица мальчика-изгоя. Его зовут ботаником, потому что он любит учиться; его зовут трусом, потому что он не дает сдачи. Школа для него – «это тюрьма. Каждый год – новый срок наказания». После уроков он дожидается, когда все уйдут из школы, и только потом идет домой. Это типичная ситуация. В каждом классе есть такие изгои. Через книгу ребенок из этой ситуации обращается к другим детям, и у тех есть возможность задуматься, что они делают, почему его унижают.

 А серия книг Мони Нильсен про мальчика Цацики не только поучительная, но и веселая. Цацики — искренний и непосредственный в своих вопросах к взрослым. Вопросы, между тем, самые разные: про силу и слабость, про любовь и нелюбовь. В книге очень много веселых ситуаций, но при этом она поднимает серьезные темы.

— С помощью книги можно наладить контакт с ребенком, помочь ему справиться с какими-то страхами, научить сопереживать другому человеку, — говорит Анна Тихомирова. — Важно — читать с ребенком вслух, обсуждать потом книжку. В чтении вслух важен сам процесс, состояние общения. Это единственное занятие, когда дети и взрослые находятся в одном переживании. Когда вы смотрите кино, ваши мысли могут быть заняты чем-то другим. Но, когда читаете вслух, вы вместе, на одной волне.
— Но если ребенку уже 10-11 лет и родители читают ему,
а сам он не хочет? — засыпали Анну Тихомирову вопросами взрослые.
— Ну и что? Придет время, и он начнет читать. Надо дождаться, когда он сам захочет. Это произойдет. А вот если вы будете тревожиться и давить на него, у ребенка возникнет сопротивление.

 Мы много делаем для того, чтобы дети не читали. Не нужно принуждать ребенка, мол, если не прочтешь 20 страниц, не получишь компьютер. Чтение не должно быть повинностью, оно должно быть бонусом, поощрением. И, конечно, нужно самим читать. Если вы сами не читаете, но требуете от детей, это не сработает.
— А если ребенок слишком много читает? Это может вредить?
— Это значит, что книжка для ребенка — убежище. Это не может вредить, но для вас должно быть сигналом, что в других сферах ребенку не очень хорошо живется. Он в книжке прячется, это его способ справиться с жизнью. Вам нужно как-то поддержать ребенка, показать ему, что есть и другие способы. Например, вместе посмотреть кино.
— Если ребенок уже не ребенок, а 18-летний парень, который, кроме учебников ничего не читает. Возможно ли в таком возрасте привить любовь к художественной литературе?
— Возможно. Нужно только правильную книжку подсунуть. Что-то, что его зацепит.

 

 Нужно найти книгу, которая, во-первых, будет интересно, хорошо написана, а во-вторых, будет ему близка. Почему ребенок или взрослый человек начинает читать ту или иную книжку? Она про него. Это самый главный крючок.

 Если важно, чтобы ребенок читал, найдите книгу, где герои похожи на него по возрасту, находятся в похожей ситуации. Чем хороши скандинавские писатели? Они умеют говорить о чувствах, к которым легко присоединиться, особенно подросткам. Когда подростки читают Ульфа Старка, у них мурашки по коже бегают – настолько подростковая ситуация точно, искренне описана.
— В интернете можно найти информацию, какие книги и в каких случаях стоит почитать ребенку?
— На сайте книжного автобуса «Бампер» нам очень часто задают вопросы насчет книг. Описывают ситуацию, а мы предлагаем книжки, которые, как нам кажется, подойдут ребенку. Мы всем отвечаем, можете обращаться. Однако мечтаем разработать программу, которая бы делала это автоматически.

 

Мария Николина