Вы сейчас просматриваете Что нам стоит банк купить?

Что нам стоит банк купить?

  • Автор записи:

Пока в России гибнет бизнес, и сотни тысяч людей остаются без работы, правительство решило прикупить банк. Да не простой, а самый крупный Сбербанк! Купили, правда, у Центробанка, и статус «государственный» банк не изменит. Как и не изменится руководство, совет директоров и даже стратегия компании… В общем, ничего не изменится даже для обычного обывателя. Так для чего, а точнее, кому это понадобилось? 

10 апреля 50% акций «зелёного гиганта» были переданы правительству страны. За 11,293 млрд акций Сбербанка (50% уставного капитала) было уплачено 2,139 трлн рублей. Последняя (она же – ключевая) акция будет передана ЦБ правительству при завершении сделки (до 6 мая). Такую огромную сумму на покупку банка руководство страны решило взять прямиком из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Того самого фонда, который когда-то президент РФ Владимир Путин учредил для помощи пенсионерам и детям в кризисные времена. Эдакая «подушка безопасности» России, которая должна помочь исполнить все принятые на себя социальные обязательства. И сколько же детей и стариков заживут легче от покупки Сбербанка?

«Скинулись» на банк

Фонд национального достояния создан в 2008 году, когда действующий Стабилизационный фонд был разделён на Резервный фонд (закрытый через 10 лет) и на Фонд национального благосостояния. Деньги в ФНБ складывались от дополнительных нефтегазовых доходов и от доходов управления этими самими средствами. По задумке (или по выдуманной для рядовых граждан легенде) цель создания ФНБ – помощь правительству в исполнении своих социальных обязательства в случае форс-мажорных обстоятельств. На 1 апреля 2020 года в ФНБ насчитывалось более 8 трлн рублей.

Форс-мажорные обстоятельства – это такие, как, к примеру, пандемия коронавируса. Самоизоляция, экономика рушится, люди теряют работу и поголовная нищета маячит на пороге. Казалось бы, вот он кризис, вот она возможность фонда выполнить свою миссию. Тысячи людей нуждаются в помощи в это непростое время. Как говорится – ФНБ, твой выход!

Но, увы, правительство так не думает. Никто не спешит распечатать «кубышку» для простого люда. Напротив, деньги из фонда были потрачены на смену собственника Сбербанка. И это уж точно не та помощь, что ждёт народ. Да и сама сделка имеет все признаки фиктивности в угоду определённого круга лиц. 

Не убедили

Не последние лица государства поспешили нас убедить, что сделка  необходима. Министр финансов РФ назвал это вынужденной мерой. Мол, нужно избавиться от конфликта интересов. «Мы решаем конфликт интересов, когда регулятор Центробанк надзирает за коммерческими банками и у него в собственности находится один из коммерческих банков, за которым тоже осуществляется надзор», – пытался объяснить необходимость сделки Антон Силуанов.

Всё бы хорошо, но тут же мы слышим от зампреда ЦБ Сергея Швецова, что после продажи Сбера ничего не поменяется: «…Смысл соглашения как института – это сохранность в управлении компанией». Следом председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров поспешил утешить «уважаемых людей», имеющих отношение к этому банку: «Очень важно, и здесь говорил об этом ЦБ, что мы должны обеспечить всех акционеров уверенностью в политике преемственности, что управляющие Сбербанком останутся те же самые». В общем, если и хотели нас убедить, то вышло плохо.

А был ли мальчик?

Как уже было сказано, собственник Сбербанка – государство. И он не меняется. Просто меняется юридическое лицо, и не более. Руководство, совет директоров и всё остальное остаётся прежним. Каким образом правительство решило исчерпать конфликт интересов – не ясно. Абсолютно все лица остаются на своих местах и никаких перемен им ждать не стоит. Изменит ли смена юридического лица интересы всех этих людей? Маловероятно. Так о каком конфликте интересов может идти речь?

И  вполне вероятно, что после всего прочитанного у нашего читателя встанет закономерный вопрос: «А была ли вообще продажа этого банка?» Вопрос интересный. С какой стороны на него ни посмотри. Но если в нём и присутствует неоднозначность, то в одном можно быть уверенным точно – 2,139 трлн рублей были вытащены из ФНБ и профессионально «прокручены» через несколько рук.  В общем, как говорят фокусники: ловкость рук и никакого мошенничества.

Кручу-верчу

Согласно российскому законодательству, 75% прибыли Центробанк передаёт в бюджет страны. Вот и продажа Сбербанка для ЦБ является ничем иным, как чистой прибылью. Достался же этот банк ЦБ практически бесплатно. И из 2,139 трлн рублей в казну страны вернётся примерно 1,6 трлн рублей. Правда, не обратно в ФНБ, откуда достать деньги на свои «хотелки» не так просто. Пойдут они в бюджет, который чиновники высочайшего ранга «дербанят» как душе угодно. Ну и не забудем про ЦБ, которому достанется 25% от сделки. А это немного больше 500 млрд рублей.

Мутная схема

Если вспомнить последние события, то все заслуги Центробанка под руководством Эльвиры Набиуллиной были с большим знаком минус. Из самых значительных – санация российских банков, перед которой лишили лицензии почти все региональные. Правда, нам говорили, что смысл всей этой операции в том, чтобы убрать с финансового поля нечестных игроков, оставив только самых сильных и справедливых. Но теперь ЦБ заявляет, что деньги от продажи Сбера он потратит на покрытие издержек, которые потерпел при санации российской банковской системы. Так что же, нам врали, что санируемые банки будут приносить исключительно прибыль, и никаких триллионов не будет выделено на их санацию?

А почему же возникли у банков убытки? Наверное потому, что ЦБ как-то не так надзирал за действиями своих подопечных. Словом, со схемой-то всё ясно. Только не всё ясно с тем, почему при наличии свободных триллионов Сбер до сих пор не погасил долги перед населением РФ по советским вкладам, замороженным в 90-е годы прошлого века. Почему бы этими триллионами не рассчитаться с населением?

Государству не подчиняется

Вообще,  поведение ЦБ выглядит так, будто ни у кого в России над ним власти нет. Даже у президента. Достаточно вспомнить свежий пример, когда Владимир Путин подписал закон об «ипотечных каникулах». Путин обещал с экранов телевизора освобождение от уплаты финансовых обязательств, а Набиуллина, не теряя времени быстро «поправила» президента, сообщив, что проценты от заёмщиков никуда не денутся. Банки получат своё всё до копейки. Так кто же руководит страной, президент или ЦБ?

Если разобраться, то Центробанк в России чуть ли не государство внутри государства. Кроме как назначать его председателя, у президента, Госдумы никакой власти над ЦБ нет. Выдавать какие-либо распоряжения Центробанку никто не может. И самое главное – никакой ответственности за свои решения ЦБ также не несёт. Для понимания масштаба трагедии: Центробанк управляет всей финансовой и банковской системой, принимающей наиболее важные для экономики решения и оперирующей самыми большими средствами в стране. Причем с огромной свободой маневра и работает как самостоятельная структура. ЦБ создан по подобию многих международных банковских структур. Наиболее точным его прототипом является Федеральная резервная система США – частная банковская структура, которая осуществляет эмиссию доллара и управляет американской финансовой системой, а опосредованно и мировой. И, вполне возможно, что на этом связь ЦБ с международными структурами может не заканчиваться.

Виктор НАМЕРЕН

P.S. Кстати, а вы знали, что споры между правительством РФ и Центробанком решаются в суде города Нью-Йорк?