Вы сейчас просматриваете Бюджет-2020: зализывание ран после Меркушкина

Бюджет-2020: зализывание ран после Меркушкина

  • Автор записи:

Так охарактеризовал главный финансовый документ области депутат Самарской губернской думы от Тольятти коммунист Алексей Краснов

На прошлой неделе областная дума приняла бюджет Самарской области на 2020-й год и плановый период 2021-22 годов. Приняла практически единогласно, причём с увеличенными (по сравнению с первым чтением) параметрами.

Размеры губернской казны

Расщедрившиеся федералы в последний момент «подкинули» нашей области дополнительные 35,5 млрд рублей. За счёт этого самарская казна «потяжелела» до 184,8 млрд рублей. Выступавший перед заседанием Самарской губернской думы губернатор Дмитрий Азаров почти пятнадцать минут рассказывал про необходимость с помощью этого бюджета «обеспечить опережающее развитие экономики, инфраструктуры, технологии, науки и социальной сферы».

СМИ сходу окрестили бюджет «социальным», но, с другой стороны: а каким же он ещё должен быть? Траты региональной казны, чего ни коснись, предусматривают под собой финансирование «социалки» за небольшим рядом исключений. Это же не бюджет государства, где деньги нужны и на оборону, и на внешнюю политику, и на… много что ещё.

Но не будем отвлекаться. Пробежимся по основным параметрам.

Итак: 38 млрд получит министерство образования, 34 млрд – министерство социально-демографического развития, 27,5 – минздрав, 10,6 – минстрой. Ну и так, «по мелочи». Департамент управделами губернатора и правительства Самарской области сможет потратить 3,1 млрд рублей. Из них на «функционирование высшего должностного лица» – 214,6 млн, на повышение качества госуслуг (включая МФЦ) – 9,5 млн, а на противодействие коррупции – 855 тыс. рублей.

1,5 млрд направят департаменту общественной безопасности, 22,4 млн – на рекультивацию «бывших промплощадок», 450 млн – на модернизацию очистных и 246 «лямов» – на «совершенствование системы обращения с отходами»…

Это, разумеется, не всё. Просто «картинки с выставки».

Тольяттинские коммунисты внесли поправки

Интересы нашего города могли бы быть учтены в областном бюджете шире, решили члены фракции КПРФ думы г.о. Тольятти, побывав на первом чтении бюджета Самарской области. После чего сформировали свой пакет поправок, передали его во фракцию губернской думы, поскольку именно она имеет право инициировать изменения в областном бюджете. Оттуда предложения тольяттинских коммунистов попали в общий реестр поправок.

По итогам рассмотрения бюджетным комитетом и правительством области их разделили на несколько таблиц: «принять», «отклонить» и те, которые попали в так называемый «лист ожидания», – это когда сама идея принимается, но денег на её исполнение пока что нет. А как только находятся свободные средства, отложенное вынимается из «листа ожидания» и реализуется.

— Мы настаивали на выделении в бюджете 2020 года денег для полного обеспечение «детей войны» выплатами к 9 Мая, рассказывает лидер фракции КПРФ в думе г.о. Тольятти Ольга Сотникова. – Данная поправка была направлена отдельным письмом на имя председателя Самарской губернской думы. И здесь возникла какая-то непонятная тишина. Нам не сказали «нет», но и в бюджете средств на это мы не увидели…

Отклонена и поправка тольяттинцев по реконструкции турбазы «Тополёк» для организации детского отдыха. Причина – отсутствие проектно-сметной документации.

Не прошло и предложение по увеличению субвенции г.о. Тольятти «на исполнение отдельных государственных полномочий Самарской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев». Здесь причина чисто техническая: данные по численности «животных без владельцев» (читай – бродячих) предоставляются органами местного самоуправления раз в год до 20 июня. То есть пока непонятно, о какой сумме идёт речь.

— Из числа принятых поправок: оснащение образовательных учреждений в сфере культуры музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами, – рассказывает Ольга Сотникова. – В первом чтении фигурировала сумма в 723 тыс. рублей. А мы с вами знаем, что лишь один рояль может стоить 300 000. После нашего обращения и с учётом того, что в будущем году у нас вновь должна начать работать консерватория, сумма увеличена до 2,8 млн рублей – в 4 раза.

Одобрены субсидии и на реконструкцию бывшего кинотеатра «Ставрополь» (он же – бывший развлекательный центр «Пирамида») под вторую (малую) сцену театра «Колесо». Единственное «но» – здесь финансирование, несмотря на наличие проектно-сметной документации, начнётся с 2020-го года. Однако самое интересное: ни администрация Тольятти, ни дума, которые могут инициировать поправки в областной бюджет, не попросили на это дело вообще ни копейки! Ну не включили реконструкцию в реестр своих пожеланий и всё!

Как пояснила Ольга Сотникова, в «лист ожидания» попали поправки коммунистов, касающиеся софинансирования закупки низкопольных троллейбусов. Потребность у ТТУ в них есть. Но город денег на это не попросил. Соответственно, областные средства были запланированы только для Новокуйбышевска, который вовремя подал заявку. Теперь (в случае удачного исполнения бюджета) и Тольятти сможет рассчитывать на помощь в закупке электротранспорта.

Добивались тольяттинские коммунисты и выделения дополнительных средств на оздоровление детей по программе «Мать и дитя». В Тольятти таких детей в очереди стоит сто человек, а путевки выделяют на десять. В год. Стоимость одной путёвки – около пятидесяти тысяч рублей. На ребёнка и сопровождающего. Тольяттинские депутаты-коммунисты просили пять с половиной миллионов на то, чтобы закрыть очередь из детей, которым необходимо укрепить здоровье, чтобы родители смогли хоть ненадолго вывезти своих чад из города с неблагополучной экологической ситуацией. Поправка рассмотрена, принята к сведению и, возможно, будет учтена.

Также ждёт своей очереди и реконструкция школы в Фёдоровке…

Как делить бонус в полтора миллиарда?

В своём выступлении Дмитрий Азаров также сообщил, что Самарская область получит из федерального бюджета бонус в полтора миллиарда рублей. За то, что стала лучшей по динамике развития в Приволжском федеральном округе, а по России вообще вошла в «тройку призёров», позволив потеснить себя Москве и Крыму («по понятным причинам» – витиевато прокомментировал губернатор).

Деньги должны прийти ещё до конца текущего года, но, судя по всему, они явились для региональных властей «нежданчиком». Который и освоить бы надо, но вот на что – непонятно. Поэтому Дмитрий Азаров сделал широкий жест, предложив спросить у «граждан Российской Федерации, проживающих в Самарской области»: куда, собственно, девать деньги?

«Давайте подумаем, как мы соберём мнения граждан и учтём их при распределении этих средств», – заявил губернатор.

Об этом и многих других вещах, связанных с областным бюджетом, рассказал в комментариях корреспонденту «ТН» депутат Самарской губернской думы коммунист Алексей Краснов:

У всех свои «хотелки»

— Очень интересная ситуация: губернатор сообщил, что область получит за успешное исполнение национальных проектов полтора миллиарда федеральных денег. Но при этом как-то всё непонятно. Деньги явно придут в этом году. А освоить их, как я понимаю, собираются до февраля 2020-го. Достаточно короткий срок для того, чтобы полтора миллиарда эффективно распределить и использовать. Исходя из этого странно прозвучала фраза губернатора о том, что правительство, дескать, обратится к народу, чтобы выяснить: на что распределить эти деньги. Абсолютно непонятна природа и целевое назначение этих полутора миллиардов. Если речь идёт о том, чтобы граждане определились и решили профинансировать 2-3 суперпроекта, то сразу можно сказать: не будет однозначных «хотелок» у всей Самарской области. Каждый кулик своё болото хвалит. Каждого интересуют «узкие места» своей территории, а с этой точки зрения полтора миллиарда – это деньги небольшие, если их равномерно «размазать» по всей области.

Предпосылок для рывка нет

— Что же касается бюджета в целом, то он максимально непрозрачен, — утверждает Алексей Краснов. – Чаще всего, в нём фигурируют строчки насчёт того, что затраты «будут осуществлены в виде субсидий некоммерческим организациям» – бюджетным, небюджетным, автономным и так далее, но очень мало расшифровок: что за мероприятия, какие расходы? Просто указан объём средств. Конкретики нет, есть лишь общие контуры.

Отдельно поразила Счётная палата. Мы привыкли к какому-никакому, но анализу бюджета. Что же мы увидели на этот раз? Счётная палата по факту просто кратко пересказала то, что есть в бюджете. Плюс две-три «ходульные» рекомендации, которые даже дежурными назвать тяжело. Анализа никакого, заключение даже рядом не стоит с тем, что было при прежнем руководителе ведомства – Антонине Зубковой. Вполне очевидно, что теперь это соглашательская, «карманная» Счётная палата, которая нам (депутатам) никакой развёрнутой информации давать явно не собирается.

Бюджет большой. Видно, что в нём заявлено максимальное количество направлений, но вместе с тем… Губернатор хорошо говорил о стратегии лидерства. Лидерство – это хорошо, но я не вижу в бюджете предпосылок для решения системных проблем.

Например: у нас сейчас явно прослеживается демографический спад. Демографическая ситуация рухнула, семьи в Самарской области не хотят заводить детей. Я считаю, это происходит из-за того, что люди не уверены в завтрашнем дне, напуганы. А вот министр социально-демографической и семейной политики Антимонова демографический провал объясняет снижением количества женщин детородного возраста. У каждого своя правда. Но теми инструментами, которые заложены в бюджет-2020, рождаемость точно не поднять. Подарочный набор новорождённому – это, конечно, хорошо, но в перспективе демографической катастрофы это всё равно, что лечить рак аспирином. Нужны системные меры. Чтобы люди почувствовали, что их потомство будет жить, а не выживать…

Также у нас в Самарской области (как и в целом по России) есть совершенно чудовищная, страшная проблема – перезагруженность учителей и врачей, и, как следствие, – снижение качества здравоохранения и образования. Из бюджета я не увидел, что каким-то образом эта проблема будет решена. Какой-нибудь комплексной программы «Нормальная зарплата учителю Самарской области за одну ставку» с бюджетом в 2 миллиарда рублей, например, я в планах правительства Самарской области не вижу. Минобр проблему знает? Знает! То, что 2 ставки вести учителю нельзя, знает? Знает! Проблему решает? Нет, не решает! Потому что чиновникам нужно выполнять майские указы, а не обеспечивать адекватную нагрузку. А ещё нужна программа «Нормальная зарплата врачу Самарской области, работающему на одной ставке». Тоже с бюджетом в 2-3 миллиарда. Вот начнут врачи и учителя получать нормальную зарплату и приходить домой засветло, сразу их жёны начнут рожать. Потому что будут знать, что смогут детей обуть, накормить и воспитать.

Что ещё? Тольятти опять «динамят» со школами. Из сегодняшнего заседания я не вынес ощущения какого-то желания региональных властей быстро построить долгоожидаемую школу в 18-м квартале, которую вот уже не первый десяток лет они обещают «точно возвести» (причём последние обещания звучали в 2018-м году и были совершенно конкретными).

В принципе, региональная казна-2020 – денежнонаполненная, в ней заявлены направления, заложены решения ряда застарелых проблем: дети-сироты, молодые семьи, дольщики и так далее. Но, справедливости ради, скажу: бюджет-2020 – это бюджет зализывания ран после Меркушкина. Это попытка хоть немного восстановить область после правления «мордовского варяга». Когда деньги разворовывались на «суперстройках века» или просто исчезали непонятно куда.

Андрей Сергеев