Вы сейчас просматриваете Не всякий избиратель – гражданин?

Не всякий избиратель – гражданин?

Несмотря на сопротивление остальных фракций, агрессивно-послушное большинство в Самарской Губернской думе не приняло предложенную КПРФ поправку, сулящую экономию бюджетных средств. Но продавило «мобильного избирателя», оставляющего за бортом голосования как минимум 200 000 избирателей области.

Две поправки в местное выборное законодательство на минувшем заседании ТГД рассматривались одна за другой. И надо сказать, обсуждение их порой ввергало в лёгкий ступор. Ибо одни и те же аргументы в одном случае считались «за», а спустя совсем короткое время ими же оперировали уже «против» следующей законотворческой инициативы. Как так? — спросите вы.

Пусть не все, зато мобильно!

Первым же рассматривался вопрос введения института «мобильного избирателя». Для тех, кто не в курсе, напомню: это было опробовано на минувших выборах Президента РФ. Там, где избирателя застал «час Х» – будь то в стране или за её пределами – он имел право проголосовать на любом близлежащем избирательном участке. То же самое теперь возможно при выборах губернатора области.

Однако выборы губернатора и президента – это несколько разные выборы. И если в первом случае человек может проголосовать за первое лицо государства, будучи в командировке хоть на Чукотке, хоть в Канаде или Греции, то с губернатором размах не тот. Избирательные участки в Торонто или даже соседнем Ульяновске по такому поводу не открыть. Голосовать все равно можно лишь в пределах Самарской области. Ну ладно – дачники, собирающие остатки урожая. Если поблизости от СДТ есть какое-нибудь село, они могут осуществить свое избирательное право там. Теоретически. И то, зная масштабы наших дачных кооперативов, можно представить, какой армагеддец будет твориться в сельских УИКах, когда к ним на голову свалится 25-50 тысяч дачников. Это в селе, где из 2 000 населения не все и право голоса имеют. Впрочем, это не непреодолимые трудности. 5-6 часов в очереди и ты проголосовал! Хуже другое.

Досрочное голосование на предыдущих губернаторских выборах собрало почти 230 тысяч голосов. Только представьте: 9 сентября. На производствах заканчивается летний спад активности и работников начинают усиленно слать в командировки. «Бархатный сезон»: отпускники массово откочевывают на побережья тёплых морей. У школьников – повторение прошлогоднего материала, и родители не спешат возвращаться с ними из отпуска, а то и только собираются ехать забирать чад от бабушек-дедушек. 230 000 избирателей записываем в минус.

При обсуждении данного факта не выдержал депутат Алексей Краснов (КПРФ):

— У меня вопрос к представителям прокуратуры. Будет ли нарушено избирательное право граждан, направленных в служебную командировку 9 сентября 2018 года при принятии этого вопроса?

Люция Салахова, помощник прокурора Самарской области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами Самарской области, органами местного самоуправления:

На сегодняшний день нет практики Конституционного суда. Вы предлагаете прокуратуре дать оценку нормам Федерального закона? Органы прокуратуры не уполномочены оценивать соответствие или несоответствие Конституции норм Федерального закона. Мы занимаемся только надзором за исполнением федерального законодательства.

А. Краснов:

— То есть граждане должны обращаться в суд?

Л. Салахова:

— В данном случае граждане могут обращаться в любые государственные органы, если считают, что их конституционное право на голосование нарушено…

Словом, хоть в суд, хоть в МФЦ, хоть в соцзащиту, но до выборов никто ничего не решит. Это уже после Конституционный суд может дать свою оценку. Но и то лишь при наличии обращения граждан, ущёмленных в гражданских правах…

Подытоживаем. Невозможность для 230 000 граждан выполнить свой долг никого не волнует. Поправка принята.

О гражданах забыли!

Однако стоило перейти к обсуждению законодательной инициативы, предложенной фракцией КПРФ, граждан сразу вспомнили и сделали разменной монетой.

Суть поправки, предложенной коммунистами, была предельно проста.

Алексей Лескин, руководитель фракции КПРФ в СГД:

— Предлагаем сократить общее время голосования за счёт переноса времени окончания голосования с 22 до 20 часов по местному времени. Прошедшие президентские выборы показали, что нашим гражданам по силам справиться с поставленной задачей и за 12 часов — с 8 до 20.00. Яркий пример, когда совмещаются региональные и федеральные выборные процессы, как это было на одновременных выборах в Государственную и Губернскую думы. Тогда превалировало федеральное законодательство, и выборы проходили с 8:00 до 20.00…

Что даёт предложение коммунистов? Порядка 3 000 000 рублей экономии бюджетных денег. В области 1 768 УИК плюс 45 ТИК и в каждой в среднем по 10 человек. Каждый дополнительный час с учетом выходного оплачивается члену комиссии по 70 рублей. Умножаем на два, добавляем охрану, водителей и т.д. Короче, с арифметикой всё в порядке. В данном случае. А вот когда вспомнили про избирателей…

По разным данным, за эти два часа на участки приходит от 50 до 70 тысяч человек. И вот о них, оказывается, надо думать в первую очередь! Ибо это не те 230 000 курортников да командировочных, а люди труда! У которых закончилась смена. Ну и, конечно, дачники…

Пардон, но дачники-то откуда? Для них же сработает пресловутый «мобильный избиратель». Должен сработать. Судя по предыдущей логике. Значит, смело можно отнимать половину. В сухом остатке – максимум 35 000 человек. Да еще экономия бюджетных денег, да…

Или я чего-то не понимаю, или с арифметикой у партии власти нелады. А, может, и не только с арифметикой?

Взять, к примеру, вот про этот обмен репликами: «О членах УИК подумать надо, люди сутки на ногах!» — «О людях труда надо думать. А не о работниках УИК! Сокращение времени голосования ущемляет права граждан!» — «Тогда получается, что все выборы федерального уровня, на которых голосование идёт до 20.00 ущемляют права граждан?»

Одним словом, автор окончательно отказывается понимать логику и арифметику сторонников «мобильного избирателя» и противников сокращения времени голосования. Просто приводит факты.

Да, чуть не забыл. Несмотря на то, что предложение КПРФ о сокращении дня голосования было поддержано и ЛДПР, и «Справедливой Россией», оно было благополучно провалено.

Андрей Валерьев

Комментарий

tyrkov2

Павел Турков, помощник депутата Государственной думы Леонида Калашникова (КПРФ):

— Правящая партия все чаще рассматривает действующее законодательство исключительно как инструмент для обслуживания собственных интересов. А в данном конкретном случае она действует, демонстрируя силу и безнаказанность, как в той пословице про закон и дышло. Повернуть-то они повернули, но вот что выйдет в итоге? Избавиться от досрочного голосования, которое коммунисты столь долго критиковали, избавились, но минусов и потерь в этом нововведении под названием «мобильный избиратель» видится намного больше, нежели здравого смысла. А вот какие плюсы конкретно для себя они хотят из этого извлечь, мы увидим уже 9 сентября.