Вы сейчас просматриваете АВТОВАЗ – хроники исчезновения

АВТОВАЗ – хроники исчезновения

Славная история Градообразуещего предприятия, похоже, подходит к концу. Автоваз снижает объемы производства, закрывает дочерние предприятия, а его поставщики банкротятся. Новый проект lada-vesta выпускается в Ижевске. Что останется в Тольятти?

С 2016 года в Тольятти и предположительно во всей стране начнутся масштабные мероприятия по празднованию череды значимых полувековых юбилеев. К началу шестидесятых годов по дорогам СССР колесили «запорожцы», «москвичи», «Волги» и «Победы». Однако огромной развивающейся стране не хватало легковых машин. Автомобили было почти невозможно купить – их распределяли только по спискам на предприятиях. Поэтому в июле 1966 года ЦК КПСС принял решение о строительстве нового автозавода. Ему следовало стать самым большим автопроизводителем в стране, чтобы удовлетворить потребность советского гражданина в личном автомобиле. Так началась история Волжского автозавода. Завод был построен в рекордные сроки. Потребовалось всего три года из отведенных шести. Производственное оборудование для ВАЗа изготавливалось на 844 заводах СССР, 900 заводах других социалистических стран, а также в странах Европы и в США.
Волжский автомобильный завод по размаху и блестящим перспективам долгое время оставался непревзойденным в СССР промышленным объектом. Вместе с заводом рос и новый город – Тольятти. Тихий, провинциальный Ставрополь получил имя итальянского коммуниста еще до начала строительства автогиганта, а после 1966 года – и новое будущее. В чистом поле рядом с заводом-гигантом выросли жилые кварталы нового типа для молодых, амбициозных, работящих людей. И еще совсем недавно, в первом десятилетии ХХI века, АВТОВАЗ считался градообразующим предприятием Тольятти, города с почти миллионным населением.
Но, оглядываясь с высоты полувековой истории завода, поводов для юношеского оптимизма видишь все меньше. На АВТОВАЗе постоянно проводятся сокращения сотрудников, производство сокращается вслед за падением продаж отечественных автомобилей. Завод, который в годы расцвета приносил от 2 до 4% ВВП страны, рискует превратиться в отверточное производство.
В 2004 году АВТОВАЗом произведено 722 000 автомобилей. Из них отгружено на экспорт 92 000 автомобилей. Консолидированный показатель чистой прибыли составил 4575 млн рублей. Показатель прибыли от основной деятельности составил 9496 млн рублей. Объявлена выплата дивидендов по всем акциям. А уже в 2009 году Владимир Путин, будучи в то время премьером, заявил в рамках традиционной прямой линии общения с россиянами: «АВТОВАЗ не должен превратиться в отверточное производство, а бренд LADA не должен уйти с рынка. Этот бренд не должен быть утрачен».
Как известно, с февраля 2008 года АВТОВАЗ и Renault создали стратегическое партнерство, в котором Renault принадлежит 25% + 1 акция в уставном капитале АВТОВАЗа. И именно вслед за этим появились разговоры о том, что завод утрачивает свои позиции лидера отечественного автопрома и медленно превращается в обычное отверточное производство, коих немало в стране. И чем глубже становится участие альянса Renault-Nissan в жизни АВТОВАЗа, тем больше находится оснований для пессимизма. Еще в 2013 году, всего два года назад, Игорь Комаров, на тот момент президент АВТОВАЗа, в своем интервью газете «ВК Тольятти» как бы оправдывался: «АВТОВАЗ по определению не «отвертка», мы – огромное предприятие полного цикла со своей штамповкой, сваркой, окраской, производством двигателей и шасси. Да, действительно, мы производим машины на платформе альянса, в том числе разработанные нашими партнерами и продающиеся под их брендами. Этот процесс идет с четкими целями по локализации. Уже сейчас, например, «Лада Ларгус» и «Ниссан Альмера» почти на 70% собираются из компонентов, произведенных на АВТОВАЗе или на российских предприятиях. А с началом производства двигателей серий К4/Н4 уровень локализации вырастет еще больше. Не стоит забывать и о нашем, одном из самых крупных в Восточной Европе, научно-техническом центре. Наши инженеры занимаются сейчас проектами автомобилей и LADA, и Renault, и Nissan. АВТОВАЗ сохраняет инжиниринговые компетенции и приобретает новые, работая с альянсом. Это бесценный опыт и необходимое содружество. У нас полная интеграция: мы производим автомобили на платформах альянса, а для альянса в 2014 году начнем производить машину «Датсун» для «Ниссан» на нашей платформе (на которой делаем «Калину» и «Гранту»). И в этой работе тоже, конечно, участвуют наши инженеры».
Но в 2013 году Игорь Комаров покинул завод, а в 2014 году свой пост оставил Евгений Шмелев, вице-президент концерна по техническому развитию. Газета «Самарское обозрение» писала в 2014 году: «Топ-менеджер курировал на ВАЗе в том числе раз работку новых автомобилей, проектированием которых занимался научно-технический центр АВТОВАЗа. Отставка Шмелева не единична и не единственное изменение в подведомственной ему епархии. В ряде СМИ анонсировалось грядущее увольнение порядка 40% сотрудников научно-технического центра (НТЦ). По оценкам экспертов, в случае если замыслы нового вазовского менеджмента во главе с Бу Андерссоном будут реализованы, ВАЗ утратит возможность разрабатывать собственные модели, превратившись в отверточное производство автомобилей платформы Renault-Nissan».
И факты нынешнего года подтверждают пророчества экспертов. АВТОВАЗ не только продолжает сокращать сотрудников, но и расстается со своими «дочками».
Так, например, в сентябре 2015 года объявлено, что ликвидируется предприятие НВП ИТЦ АВТО, которое работало для АВТОВАЗа с 1991 года. Такое решение принято из-за убыточности организации. Сообщает ресурс samara.ru:
«Практически единоличным владельцем уставного капитала АвтоВАЗтехобслуживания является LADA International Ltd. В отчете за 2014 год отражается значительное снижение объема услуг, предоставляемых предприятием. Это стало следствием передачи АВТОВАЗу некоторых функций АвтоВАЗтехобслуживания. По итогам прошедшего года ущерб предприятия составил почти 6 млн рублей. Акционеры надеются реализовать имущество центра и произвести ликвидацию предприятия».
Больше тысячи человек сокращают на Волжском машиностроительном заводе. Руководитель «розового» профсоюза АВТО­ВАЗа Сергей Зайцев пояснил, что будут уволены конструкторы, технологи и техники, а также электромонтажники, которые были задействованы на станкостроительном направлении производства. «Хоть для их устройства на новые места и будут проводиться ярмарки вакансий, но работы в Тольятти очень мало», – пояснил Зайцев. Напомним, что ВМЗ входит в АВТОВАЗ с ноября 2014 года. На нем производится технологическое оборудование для нужд тольяттинского автогиганта.
В ноябре 2015 года появились сообщения о том, что АВТО­ВАЗ ликвидировал собственную транспортную компанию – ОАО «ВАЗ-­экспресс-сервис». Решение о ликвидации приняли акционеры общества из-за убыточности предприятия.
Терпит бедствие и «Авто­ВАЗагрегат» – предприятие, которое до последнего времени являлось одним из крупнейших поставщиков комплектующих АВТОВАЗа (более 400 наименований). «АвтоВАЗагрегат» имеет задолженность более чем перед 1,4 тысячи работников на общую сумму 52,5 млн рублей. На сегодняшний день прокуратурой в интересах сотрудников завода подано в суд 905 исков.
В довершение картины новость последних дней: сам автогигант переходит на сокращенную рабочую неделю с 15 февраля 2016 года. Переход на четырехдневную рабочую неделю якобы был запланирован вазовским руководством как альтернатива массовым сокращениям, связанным с падением продаж на российском рынке. Напомним, что продажи АВТОВАЗа упали за 10 месяцев текущего года примерно на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме этого, в качестве мер по снижению численности персонала на АВТОВАЗе вышел приказ об увольнении работников по соглашению сторон. Документ предусматривает выплату компенсации добровольно уволившимся сотрудникам в размере до семи средних окладов. Таким образом, предполагается уволить около шести тысяч человек.
И последний штрих. По озвученным планам на 2016 год АВТОВАЗ планирует выпустить всего 240 тысяч автомобилей, что в три раза меньше, чем было произведено одиннадцать лет назад, в 2004 году.